Наш многоканальный телефон:

+7 (495) 929-71-21

Оказание юридических услуг является
нашим ключевым направлением

Юридические услуги

Публикации юристов

Применение налоговыми органами и судами новых правил зачета и возврата налогов

Статья опубликована в журнале «Ваш налоговый адвокат», №8, 2008г.

С 1 января 2008 г. зачет излишне уплаченных сумм налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а не бюджетов, как было до 2008 года. Возврат излишне взысканного налога производится только после зачета этой суммы в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки.

Действие новых положений НК РФ

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Пожалуй, самым ярким примером является зачет переплаты по налогу на прибыль. Согласно ст. 284 НК РФ налог на прибыль зачисляется в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Российской Федерации. До 1 января 2008г. переплату, образовавшуюся по налогу на прибыль, в бюджет субъекта РФ можно было зачесть в счет недоимки по налогу, поступающему в тот же бюджет (например, налог на имущество организаций или транспортный налог). В настоящее время проведение такого зачета невозможно, так как налог на прибыль является федеральным налогом.

До 1 января 2008г. переплату по налогу на прибыль можно было зачесть в счет недоимки по налогу на добавленную стоимость только в части, поступающей в федеральный бюджет. В настоящее время такой зачет возможен на всю сумму переплаты, так как оба налога являются федеральными.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) (ст. 79 НК РФ).

Согласно  п. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ новые правила зачета и возврата действуют с 1 января 2008 года. Возникает вопрос: как будет производиться зачет переплаты, образовавшейся до этой даты?

Согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию производится налоговыми органами самостоятельно в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда. По мнению автора, в данном случае зачет переплаты по новым правилам может проводиться налоговыми органами после 1.01.2008г. в отношении переплаты, возникшей после  19.12.2007г.

Согласно п.4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика. По мнению автора, в данном случае зачет переплаты по новым правилам может проводиться налоговыми органами после 1.01.2008г. по заявлению налогоплательщика, поданному после  19.12.2007г. При этом дата возникновения переплаты значения не имеет.

В любом случае при обращении с заявлением о зачете в налоговую инспекцию в настоящее время, налоговый орган обязан провести зачет по новым правилам не зависимо от даты возникновения переплаты.

Применение новых положений арбитражными судами

Принимая решение при возникновении спорной ситуации, арбитражный суд применяет нормы налогового законодательства, действующие на дату принятия решения.

Общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2007 года. В добровольном порядке общество налог не уплатило. Налоговая инспекция провела в отношении общества зачет от 25.06.07г. Налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налоговой инспекции по проведению зачетов от 25.06.07 и обязанности налогового органа зачесть переплату по налогу на прибыль в счет налога на имущество организаций. Решением арбитражного суда первой инстанции от 06 декабря 2007 года заявленные требования общества удовлетворены. По мнению ФАС СКО арбитражный суд допустил ошибку в применении закона.

Переплата возникла по КБК 18210101011011000110 ОКАТО 60401000000 "Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, налог", т.е. по платежам в федеральный бюджет. В силу переходных положений пунктов 2 и 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" до 01.01.2008 такой налог можно зачесть только в счет переплаты по налогу, подлежащему перечислению в федеральный бюджет. После этой даты в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 78 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) будет производиться зачет федеральных налогов в счет федеральных (таким является налог на прибыль), региональных в счет региональных (таким является налог на имущество организаций) и местные в счет местных.

Тем самым спорная суммы переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет не могла быть направлена на погашение недоимки по налогу на имущество, поскольку они уплачиваются в разные бюджеты, а на момент вынесения решения суда в действовавшем налоговом законодательстве существовал запрет на зачет налогов из разных бюджетов.  Заявленные требования не подлежат удовлетворению (Постановление ФАС СКО от 17.04.2008 N Ф08-1695/08-783А по делу N А53-19266/2007-С6-14, Постановление ФАС СКО от 15.04.2008 N Ф08-1586/2008 по делу N А53-19268/2007-С6-14).

Зачет переплаты по страховым взносам

Налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлением от 31.01.2007 о зачете сумм переплаты (ошибочной уплаты) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 50021 руб. 28 коп. по КБК 18210202030061000160 в счет уплаты страховых взносов по КБК 18210202010061000160. Инспекцией письмом от 07.02.2007 N 107 было отказано в проведении зачета (возврата) данной суммы страховых взносов, так как правовые основания для проведения зачетов (возвратов) в части страховых взносов у налогового органа отсутствуют, в связи с чем необходимо обращаться в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в отказе произвести зачет сумм переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 18210202030061000160 в счет уплаты страховых взносов по КБК 18210202010061000160, а также обязании налоговый орган произвести зачет указанной суммы страховых взносов.

Учитывая, что наличие у налогоплательщика переплаты страховых взносов по КБК 18210202030061000160 подтверждается материалами дела, а факт ошибочной уплаты обществом страховых взносов в указанной сумме налоговым органом не оспаривается, заявленные требования подлежат удовлетворению (Постановление ФАС УО от 05.12.2007 N Ф09-10080/07-С1 по делу N А60-13797/07).

Согласно ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации - и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения гл. 12 НК РФ.

В силу п. 1, 2 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

В п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с п. 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства. Администратор доходов бюджета осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы, тогда как невыполнение такой обязанности свидетельствует о допущенном со стороны инспекции бездействии.

Министерство Финансов РФ (далее – Минфин) Письмом от 12 мая 2008 г. N 03-02-07/2-87 данный факт признает. Однако Минфин обращает внимание на следующее. В связи с сохраняющейся неопределенностью федерального законодательства в части регулирования вопросов о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по ним и уточнения соответствующих платежей разногласия по указанным вопросам в настоящее время разрешаются в судебном порядке.

При этом по вопросу вынесения налоговыми органами решений об отказе в проведении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в настоящее время сложилась преимущественно отрицательная арбитражная практика (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 N 2776/06 и N 4240/06, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 N 3722/08).

Минфин полагает, что налоговые органы вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. 78, 79 НК РФ, а также в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами.

После доведения до территориальных налоговых органов письма Минфина у налогоплательщиков появился шанс зачесть образовавшуюся переплату по страховым взносам без обращения в арбитражный суд. Правила зачета и возврата по налогам, сформулированные в ст. 78, 79 НК РФ, определяют регламент работы налоговых органов, отступление от которого может стать предметом судебного разбирательства. В том случае если требования налогоплательщика основаны на нормах законодательства о налогах и сборах и подкреплены соответствующими документами, арбитражный суд обяжет налоговый орган произвести зачет (возврат) налогов.



Автор:
© 2024 ГК «URC Group»
Москва, Садовая-Спасская улица 21/1
mail@urcgroup.ru
+7 (495) 929-71-21

Благодарим за Ваше мнение.
Если Вы хотите получить информацию на конкретную тему, пожалуйста, напишите нам об этом используя форму обратной связи.

Закрыть