Наш многоканальный телефон:

+7 (495) 929-71-21

Оказание юридических услуг является
нашим ключевым направлением

Юридические услуги

Публикации юристов

Невербальный этикет для эффективного руководителя

Приветствие
Любая встреча начинается с приветствия и оно должно быть безупречно, поскольку демонстрирует уважение. Всегда вставайте во время приветствия, даже если Вы женщина. Мужчина, вставая, должен застегнуть пиджак на одну пуговицу. Принято приветствовать сначала женщин, а затем мужчин; старших, затем молодых; людей, занимающих более высокое положение, затем остальных. Тот, кто заходит в помещение, всегда приветствует первым, независимо от занимаемого положения.

Рукопожатие
Рукопожатие используют для того, чтобы продемонстрировать свое особое расположение к собеседнику, хотя все чаще в деловой сфере рекомендуется использовать рукопожатие в любом случае. Оно должно исходить от лица, занимающего более высокую позицию, при общении же с женщиной, инициатором рукопожатия всегда должна быть она. Рукопожатие не должно длиться более трех секунд, быть слишком крепким или вялым. При рукопожатии нужно смотреть человеку в глаза.
Рукопожатие также может рассказать о характере человека. Например, если на Ваше рукопожатие человек отвечает двумя руками или же похлопывает второй рукой по плечу, он демонстрирует власть. Если при рукопожатии человек разговаривает с третьим лицом, он проявляет к Вам равнодушие. Вялое рукопожатие говорит о неуверенном в себе человеке, влажные руки – о том, что собеседник нервничает.

Поза
В общении с партнерами или подчиненными подкрепляй слова действиями. Собеседник не должен догадаться, что Вы не уверены в себе или сомневается в принятом решении. Для этого необходимо заранее выбрать нужную позу для беседы, она должна быть открытой, без скрещивания рук или ног. Взгляд должен быть уверенным, а контакт с глазами собеседника обеспечит доверительный формат общения.
Меня всегда смущают ситуации, когда на деловой встрече мужчина занимает слишком вальяжную позу в кресле, закладывает руки за голову, откидывается на спинку стула. Можно предположить, что человек просто расслабился и принял комфортную для него позу, но со стороны это выглядит неприлично. Как правило, на таких встречах я инстинктивно занимаю закрытые позы, и конструктивной беседы может и не получиться. Поэтому позу в беседе выбирайте правильную, знайте, за Вами наблюдают и оценивают Ваше внутреннее состояние. Например, если Вы поднимаете плечи, опускаете голову, то это означает напряжение, замкнутость, поражение, или страх. А вот наклон тела в сторону собеседника означает Вашу заинтересованность.

Осанка
Благоприятное впечатление производит правильная осанка, она характеризует Ваш характер и настрой. Спина должна быть расправлена, голова высоко поднята, но не переусердствуйте в этом, иначе Вы можете показать свое превосходство над собеседником. Прямая спина является признаком аристократизма. Горделивую осанку писатели обычно приписывают королям, боссам крупных корпораций или другим знатным или богатым особам. Естественность осанке придает легкость, но никак не зажатость. Если Вы постоянно сутулитесь, то к Вам будут относиться с недоверием, считая, что Вы общаетесь без интереса, и то, о чем Вы говорите или чем занимаетесь, не вызывает у Вас энтузиазма.

Жесты
Дружелюбность можно продемонстрировать несколькими способами. Если Вы держите руки на столе ладонями вверх, это всегда будет означать для собеседника искренность, открытость, при этом кисти рук должны быть расслаблены. Легкий наклон головы набок означает, что Вы внимательно слушаете собеседника.
Если Вы не уверены в том, какое впечатление на собеседника производит Ваше предложение, то посмотрите на такие его жесты:
–– потирание мочки уха или шеи говорит о том, что собеседнику наскучил разговор, он с Вами не согласен и хочет высказаться;
–– если собеседник вдруг во время разговора начинает собирать бумаги на столе, это свидетельствует о том, что разговор закончен;
–– если ноги или все тело собеседника обращено к выходу – он хочет уйти;
–– руки, скрещенные на груди, говорят о том, что человек закрылся или занял оборону;
–– если человек начал ходить по комнате либо почесывать подбородок, значит, он принимает решение;
–– если человек скрестил пальцы рук перед лицом – он разочарован Вами.
А чтобы понять, обманывает Вас собеседник или говорит искренне, обратите внимание на такие жесты. Он потирает нос (чаще указательным пальцем), ерзает на стуле или часто меняет положение тела, отводит взгляд, сужает при беседе зрачки, часто прикасается ко рту или его прикрывает – значит, человеку есть что скрывать либо он откровенно лжет.

Привычки
Следует разобраться в своих привычках и избавится от тех, которые могут помешать в общении. На деловых встречах часто сталкиваешься с тем, что собеседник в процессе разговора пьет чай, хлюпая и заедая печеньем или конфетами. Для человека, занимающего пост Генерального Директора, для владельца бизнеса, это выглядит странно. Такое поведение простительно для мелкого служащего, «дорвавшегося» до бесплатного кофе или чая. Допустимо на переговорах попросить стакан воды. Если Вы ожидаете собеседника, Вам должны предложить чашку кофе или чая, который правильно будет выпить, только если собеседник к Вам еще не присоединился.
Если Вы по привычке близко подходите к собеседнику, когда с ним общаетесь, знайте, что это недопустимо. Необходимо соблюдать дистанцию на расстоянии вытянутой руки. У многих людей есть привычка что-то крутить в руках в процессе беседы либо рисовать на бумаге различные произвольные фигуры. Это говорит о неуверенности в себе, о снижении внимания к теме разговора, а также просто раздражает собеседника.

Курение
Если Вы курите, то во время беседы, выпуская дым вверх, Вы демонстрируете собеседнику, что настроены положительно, а если вниз, то показываете, что Вам беседа не нравится, что Вы испытываете подозрения.
В курении важно не мешать другим и строго соблюдать объявления, это запрещающие. В общественных местах, включая офисные помещения, нельзя курить в любом случае. В России на переговорах подаются пепельницы и собеседники часто и помногу курят, однако это считается признаком дурного тона. Даже если место и время допускают курение, следует спросить на то разрешение. Закуривая, принято подавать огонь партнеру, при этом огонь подает только мужчина и только стоя. Процесс передачи огня не предполагает передачу спичек или зажигалки.

Речь
Деловая речь предполагает сжатость повествования, точность понятий, грамотность и доступность. Сила и уверенность в голосе придаст значимости Вашим словам. Не следует повышать голос без особой необходимости. Принято считать, что если Вы хотите быть более убедительным, нужно говорить медленно и в низкой тональности, но не слишком, чтобы сохранить естественность1.

Негласные правила
В бизнес-сообществе существуют свои условности. К ним можно отнести необходимость быть приверженцем определенных дорогих марок одежды, часов и прочих аксессуаров, автомобилей и мест отдыха (см. также Внешний вид и аксессуары). Современному Генеральному Директору необходимо заниматься разными видами спорта, например, теннисом, верховой ездой или яхтенным спортом. Правилом хорошего тона считается быть членом какого-нибудь закрытого клуба. Все эти условные правила призваны усилить статус руководителя и сформировать для него особую среду общения, которая становится важной и нужной для укрепления бизнеса путем установления новых связей и знакомств.
Как бы мы ни относились к правилам этикета, уважительное отношение к себе и к окружающим всегда подчеркивается именно соблюдением этих непростых правил. И пускай меняется время, а с ним условности и правила бизнес-этикета, в моде всегда будет элегантность, воспитанность и красивая русская речь.

Внешний вид и аксессуары
По-прежнему строгий деловой стиль больше приветствуется в мире бизнеса, особенно в странах Европы. Цветами мужского делового костюма, как правило, являются черный, серый, синий и коричневый. К последнему цвету, впрочем, не все относятся однозначно. Например, в Германии это довольно распространенный цвет, а вот в Англии встречается редко, даже есть поговорка «No brown in town». Черный цвет костюма считается более официальным, предназначенным для торжественных мероприятий. Если повод формальный – рубашка должна быть белая, допускается светло-голубая; если повод менее формальный – белая или любых светлых тонов. Галстук должен быть шелковым, без кричащего рисунка. Цвет галстука для белой рубашки может быть практически любым, исключая слишком яркие, а для цветных рубашек есть правило - в цвете галстука должен присутствовать цвет рубашки. Для женщин правила при подборе одежды не столь строгие, зато от женщины требуется более аккуратное отношение к цвету и украшениям. Следует быть осторожной с глубиной выреза блузки и длиной юбки.
Существует простое правило – носить не более пяти аксессуаров одновременно. К наиболее распространенным аксессуарам относятся: украшения, ремни, очки, платки, ручки, кошелек, мобильный телефон, сумки, запонки. Невозможно недооценить значение аксессуаров, как для мужчины, так и для женщины, поскольку они первыми выдадут Ваш статус. Всегда следите за тем, чтобы аксессуары были дорогие.

Также важны нюансы, например, запах духов должен восприниматься окружающими на расстоянии вытянутой руки; каблуки обуви должны быть аккуратными.

Журнал "Генеральный директор", №10 (октябрь) 2010 г.





Автор:

Мальцева Лидия Александровна


Адвокат

Более 17 лет опыта работы.
подробнее...


© 2024 ГК «URC Group»
Москва, Садовая-Спасская улица 21/1
mail@urcgroup.ru
+7 (495) 929-71-21

Благодарим за Ваше мнение.
Если Вы хотите получить информацию на конкретную тему, пожалуйста, напишите нам об этом используя форму обратной связи.

Закрыть