Наш многоканальный телефон:

+7 (495) 929-71-21

Оказание юридических услуг является
нашим ключевым направлением

Юридические услуги

Налоговые риски ускоренной оптимизации

Налоговые риски ускоренной оптимизации

Чаще всего собственники бизнеса узнают о новом способе минимизации от своих знакомых, которые уже «успешно» внедрили новый способ работы и стали много экономить на уплате налогов в бюджет. На практике – это не совсем так. Новый способ работы или находится у знакомых на этапе внедрения, или еще на этапе налогового планирования. О новом способе оптимизации налогообложения можно получить информацию также из СМИ или от налогового консультанта.

Получив информацию о возможности минимизации налогообложения в отношении какой-либо конкретной хозяйственной операции необходимо в первую очередь проверить актуальность данной рекомендации с учетом действующего налогового законодательства. Например, в настоящее время потерял актуальность такой способ минимизации единого социального налога, как заключение договора на представление персонала с компанией, применяющей упрощенную систему налогообложения.

Необходимо оценить налоговые риски применения данного способа. Как правило, при наличии спорных положений в Налоговом кодексе РФ по данному вопросу существуют письма Минфина РФ или ФНС РФ.

В том случае, если организация готова защищать свои интересы в суде, то необходимо проанализировать арбитражную практику.

После того, как проведена полная оценка способа налоговой оптимизации по конкретной хозяйственной операции на его законность, можно приступать к его фактической реализации. На этой стадии необходимо уделить внимание документальному оформлению хозяйственной операции. Хозяйственная операция должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми гражданским законодательством к такого вида договорам. Можно рекомендовать учесть также мнение налоговых органов в части документального оформления расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, и подтверждения права на налоговые вычеты по НДС, в том числе счетов-фактур.

Правомерность действий налогоплательщика при совершении данной хозяйственной операции может стать предметом налогового контроля.

Законность способа налоговой оптимизации – это еще не все. Важно, как лично Вы к этому относитесь. Что лично Вы скажете во время налоговой проверки: «я действовал в соответствии с законом и платил все установленные налоги» или «я применял схему минимизации налогообложения».

Если собственник бизнеса обращается к налоговому консультанту, то, как правило, речь идет о выстраивании законной схемы работы всего бизнеса, то есть группы компаний.

При выстраивании работы группы компаний экономия на налогах возможна, например, за счет выбора системы налогообложения.

Кризис научил бизнес клиентоориентированному подходу. Если раньше собственник выстраивал удобную ему систему работы, то теперь одна из первых позиций, которая учитывается – интересы клиентов. Следующий вопрос, который задает собственник: какие документы я должен представить клиентам при выполнении работ или оказания услуг, чтобы у них не возникало проблем с включением таких расходов в затраты при исчислении налога на прибыль. Документальное оформление результатов работ и факта оказания услуг (например, маркетинговых) с учетом требований налоговых органов и рекомендаций аудиторов – процесс трудоемкий. В большинстве случаев составление договора и акта является недостаточным. Надо определить ту группу клиентов, которые работают на общей системе налогообложения. Как показывает практика, это далеко не все клиенты. Можно предложить подписывать акты с такими клиентами ежеквартально, что позволит уменьшить документооборот в три раза.

После того, как выбрано оптимальное сочетание интересов собственника и клиента с точки зрения системы налогообложения, необходимо выстроить саму группу компаний.

Первый вопрос: корпоративные отношения – например, какие организационно-правовые формы будут у компаний, входящих в группу, состав участников (акционеров), необходимость отражения в учредительных документах механизмов дополнительного контроля генерального директора, создание управляющей компании.

Второй вопрос: контроль собственника за денежными потоками – например, необходимость использования электронного ключа для ограничения доступа к банковскому счету, или установление камер видеонаблюдения в магазинах, при применении ЕНВД и отсутствии ККТ.

Третий вопрос: распределение персонала внутри группы компаний – например, оформление сотрудников по основному месту работы, совместительству, представление персонала.

Четвертый вопрос: взаимоотношения компаний, входящих в группу – наличие или отсутствие договорных отношений, характер этих отношений, документальное подтверждение хозяйственных операций.

Если какой-то из этих вопросов останется не решенным на этапе налогового планирования, то в дальнейшем это может привести либо к возникновению налоговых рисков, либо к возникновению дополнительных расходов.

Отдельным блоком, по моему мнению, стоят вопросы, связанные с обеспечением безопасности объектов недвижимости.

Немаловажным является для собственника вопрос законного получения наличных денежных средств. В связи с негативной для налогоплательщика практикой, связанной с недобросовестностью поставщиков товаров (работ, услуг), в последнее время получил распространение способ включения в группу компаний индивидуального предпринимателя. Он вправе снимать денежные средства со своего расчетного счета, который он использует для предпринимательской деятельности, на личный расчетный счет. Налоговые последствия в этом случае не возникают. Документальное подтверждение не требуется. Последователям такой схемы работы необходимо обратить внимание на то, что индивидуальный предприниматель отвечает всем своим имуществом в том числе при наличии недоимки по налогам, пени, штрафу.

После того, как схема работы группы компаний детально проработана самое главное, что надо сделать до ее внедрения – посчитать деньги. Налоговый консультант не может оценить экономическую рентабельность бизнеса. Это может сделать только человек, понимающий бизнес изнутри, контролирующий денежные потоки в группе компаний - финансовый директор. Зачастую в погоне за налоговой минимизацией собственники бизнеса упускают из вида факт увеличения других расходов. Необходимо на примере реальных цифр посчитать планируемые доходы и расходы группы компаний. Возможно, на содержание самих компаний (заработная плата специалистов, арендные платежи и т.д.) будет уходить больше средств, чем будет сэкономлено на налогах.

Если разработанная схема рентабельна, то можно переходить к последнему этапу – разработка необходимой документации. Важно составить полный пакет документов по деятельности группы компаний: начиная от договоров и заканчивая первичными документами. Юристы могут разработать прекрасный агентский договор, не допускающий иной квалификации. В дальнейшем стороны станут подписывать акты об оказанных услугах без передачи копий документов, подтверждающих расходы. И таких примеров на практике множество. Разработанная документация должна быть проанализирована налоговым консультантом на предмет налоговых рисков и соответствия ее разработанной схеме работы. С документацией должны быть ознакомлены сотрудники бухгалтерии. При возникновении вопросов об отражении хозяйственных операций, оформленных теми или иными договорами и первичными документами, в налоговом или бухгалтерском учете, такие вопросы должны быть решены до момента внедрения новой схемы работы.

Описанная выше этапность налогового планирования – идеальная схема. На практике больше половины из описанных выше вопросов не прорабатываются или недорабатываются. Именно это в дальнейшем приводит к постоянному «латанию дыр» в период внедрения и реализации новой схемы работы, а также к обоснованным налоговым претензиям во время налоговой проверки.

Внедрение новой схемы работы должно быть постепенным. В зависимости от масштаба бизнеса процесс занимает от полугода до года. По итогам внедрения, в процессе которого безусловно будут внесены коррективы, как в саму схему работы, так и в сопровождающую ее документацию, необходимо проведение повторного анализа – аудиторской проверки для выявления возможных налоговых рисков. Проведение такой проверки на регулярной основе является залогом успешной реализации схемы работы. Актуальным является также анализ существующей схемы работы на соответствие действующему налоговому законодательству с учетом его текущих изменений.

В конечном итоге экономическая эффективность схемы налоговой оптимизации должна оцениваться с учетом результатов налоговой проверки. Если начисленные налоги, пени, штрафы не перекрыли законно полученную налоговую экономию, то схему работы можно признать экономически эффективной.

Не зависимо от того, какой путь налоговой экономии выбрала Ваша компания: по определенным хозяйственным операциям или выстраивание с учетом данной цели всего бизнеса, - нигде и никому не надо произносить слова «да, это схема». Вы должны быть уверены сами и донести до любых третьих лиц, включая налогового инспектора, следующую позицию. Добросовестность Вашей компании подтверждается работой исключительно в правовом поле. Нарушения налогового законодательства отсутствуют. Выбор налогоплательщиком определенного режима налогообложения, взаимозависимость сторон сделки или компаний, входящих в одну группу, не являются основанием для доначисления налогов, пени, штрафов.





Автор:

Фиш Наталья Александровна


Юрист-эксперт по налоговой практике
Группы Компаний «URC Group»

Более 17 лет опыта работы в области налоговой практики
подробнее...


© 2018 ГК «URC Group»
Москва, Садовая-Спасская улица 21/1
mail@urcgroup.ru
+7 (495) 929-71-21

Благодарим за Ваше мнение.
Если Вы хотите получить информацию на конкретную тему, пожалуйста, напишите нам об этом используя форму обратной связи.

Закрыть