Наш многоканальный телефон:

+7 (495) 929-71-21

Оказание юридических услуг является
нашим ключевым направлением

Юридические услуги

Взаимодействие правоохранительных и налоговых органов

Взаимодействие правоохранительных и налоговых органов

  1. Приказом ФНС РФ от 16 февраля 2015 г. N ММВ-7-2/70@ утвержден порядок рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса РФ, поступивших от правоохранительных органов.

    Вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях, с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, обязан рассмотреть указанные материалы не позднее 15 суток с момента их получения.

    В течение 3 суток со дня поступления материалов от следователя вышестоящий налоговый орган проверяет наличие постановки на учет в нижестоящем налоговом органе налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), и, при положительных результатах такой проверки, направляет по Системе электронного документооборота (далее - СЭД) копию поступивших от следователя материалов в нижестоящий налоговый орган для осуществления одного из следующих действий:

    • подготовки заключения о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
    • подготовки информации о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу;
    • подготовки информации об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

    В случае если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, материалы по системе налоговых органов не передаются. Следователь информируется об этих фактах в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

    Нижестоящий налоговый орган в течение 7 суток со дня поступления материалов заключение или информацию направляет в вышестоящий налоговый орган.

    Вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем, не позднее 15 суток с момента их получения на основе имеющейся информации и сведений, поступивших из нижестоящего налогового органа:

    • направляет следователю заключение, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки,
    • информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка,
    • информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
  2. В соответствии со ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны информировать правоохранительные органы о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса РФ.

    Письмом Минфина РФ от 21 августа 2012 г. N АС-4-2/13747@ установлена рекомендательная форма такого обращения. Данную форму рекомендуется также использовать в случае направлении материалов в органы внутренних дел для решения вопросов о возбуждении уголовных дел, расследование которых входит в их компетенцию.

  3. В том случае, если решение налогового органа оспаривается, налогоплательщиком могут быть заявлены обеспечительные меры в виде запрета налоговому органу совершать любые действия, направленные на реализацию оспариваемого решения. В настоящее время сформирована позиция ВС РФ, согласно которой данный запрет распространяется и на направление материалов в правоохранительные органы.

    По мнению ФНС РФ, направление материалов налоговой проверки в следственные органы само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не предрешает выводы следственных органов относительно вопроса о возбуждении уголовного дела и не возлагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством. Наличие определения суда о принятии обеспечительных мер не является препятствием для направления материалов в следственные органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (Письмо от 29 декабря 2011 г. N АС-4-2/22500).

ВАС РФ поддержал позицию ФНС РФ - принятие обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного правового акта не исключает обязанности налогового органа исполнять другие возложенные на него обязанности. Действия налогового органа, выразившиеся в передаче в следственные органы РФ материалов выездной налоговой проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, не направлены на исполнение оспариваемого решения налогового органа, а являются реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ (Определение ВАС РФ от 27.05.2014 N ВАС-6048/14).

В настоящее время конечной инстанцией в налоговом споре является ВС РФ. Его позиция отличается от позиции ВАС РФ и поддерживает налогоплательщика: установив, что арбитражным судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения налогового органа и запрета на совершение инспекцией действий, направленных на его принудительное исполнение, до вступления в законную силу судебного акта по указанному делу, суды пришли к выводу об отсутствии у инспекции законных оснований в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ направлять в следственный отдел материалы камеральной проверки для решения вопроса о возбуждении в отношении общества уголовного дела до отмены указанных обеспечительных мер, тем более, что размер доначисленной обществу налоговой недоимки оспаривался в судебном порядке и не был подтвержден вступившими в законную силу судебными актами по названному делу (Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2014 по делу N 303-ЭС14-42).




© 2019 ГК «URC Group»
Москва, Садовая-Спасская улица 21/1
mail@urcgroup.ru
+7 (495) 929-71-21

Благодарим за Ваше мнение.
Если Вы хотите получить информацию на конкретную тему, пожалуйста, напишите нам об этом используя форму обратной связи.

Закрыть